Словарь терминов

Словарь терминов

 

Абилитация — комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие функциональных систем организма и способностей индивида, естественное становление которых затрудненно наличием болезни или дефекта, необходимых личности для реализации в данном сообществе.

Адаптация социальная — приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности. В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности, при поступлении в общественные учебно- воспитательные учреждения (детский сад, школа), при вхождении в новый коллектив.

Адаптация социально-психологическая — оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций, вхождение в ее ролевую структуру.

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Амблиопия – ослабление зрения функционального и вторичного характера (при отсутствии структурных изменений зрительного анализатора), не поддающееся коррекции с помощью очков или контактных линз.

Анамнез — сообщение больного или его близких об условиях жизни, предшествующих заболеванию (история возникновения заболевания). В психологии применяется как метод исследования деятельности человека.

Арттерапия — один из методов реабилитации, использующий в качестве основных терапевтических средств различные формы искусства, творчества (музыку, танцы, изобразительную деятельность и др.).

Аутизм — болезненное состояние личности, проявляющееся в чрезмерной самоуглубленности, в уходе от контактов с окружающими, в погружении в мир собственных переживаний.

Безбарьерная среда – обеспечение доступности, беспрепятственности, безопасности, удобства экстерьера и интерьера образовательной организации для лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Ведущая деятельность - это та деятельность, которая определяет (задает, назначает) основное направление развития в том или ином возрасте. В самом понятии "ведущая деятельность" содержится представление о рукотворном, культурно-обусловленном характере психического развития.

Гиперактивность — сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, недостаточной целенаправленности и импульсивности поступков, повышенной аффективной возбудимости, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания.

Девиантное  поведение  -  отклоняющееся от требований социальных норм.

ДЕТИ с ограниченными возможностями здоровья – группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии. Эволюция понятия: «аномальные», «с отклонениями в развитии», «с особыми образовательными потребностями», «с ограниченными возможностями здоровья» (см. "ОВЗ", "обучающийся с ОВЗ").

ДЕТИ с особыми образовательными потребностями – не является правоустанавливающим понятием, используется применительно к обучающимся с несоответствием своих возможностей «общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения».

Депривация — психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей ребенка в удовлетворении его насущных биологических и социальных потребностей. Д. бывает зрительная, слуховая, речевая, эмоциональная и др.

Диагностика - определение, учение о методах распознания какого- либо явления, действия, события и т.п. ДИССОЦИАЦИЯ — нарушение связности психических процессов, неосознанность конкретных раздражений, мотивов действий и самих действий.

ЗПР - задержка психического развития — временное отставание развития психики или её отдельных функций.

Задержка речевого развития – группа различных видов отклонений в развитии речи, имеющая различную этиологию, патогенез, степень выраженности. При ЗРР нарушается ход речевого развития, проявляются несоответствия нормальному онтогенезу, отставание в темпе.

Запущенность педагогическая — устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании. Педагогически запущенный ребенок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Условно выделяют несколько стадий запущенности. Первая рассматривается как предрасполагающая (в основном соответствует дошкольному возрасту). Вторая стадия характеризуется появлением у младших школьников начальных форм негативного отношения к нормам и правилам жизни в детском коллективе. Третья и четвертая стадии запущенности педагогической наиболее часто проявляются в подростковом возрасте. Признаки третьей и четвертой стадий встречаются и у старших школьников. Их поведение отличается большей скрытностью, умением закамуфлировать неблаговидные поступки «правильными словами» и т. п.

Зона ближайшего развития (по Л.С. Выготскому) — расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (уровень актуального развития) и под руководством взрослых (зона ближайшего развития).

Инвалид — лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты. Инвалид-ребенок — индивид в возрасте до 18 лет включительно с отклонениями в физическом или психическом развитии, имеющий ограничения жизнедеятельности, обусловленные врожденными, наследственными или приобретенными заболеваниями, последствиями травм, вызывающими необходимость его социальной защиты.

Компенсаторный процесс — совокупность реакций организма на повреждение, выражающееся в возмещении нарушенной функции организма за счет деятельности неповрежденных еистем, отдельных органов или их составных частей.

Механизм сдвига мотива на цель — цель, ранее побужденная к осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу — сама становится мотивом.

Ограничение жизнедеятельности — отклонение в личностном развитии индивида от нормы вследствие нарушения здоровья, характеризующееся ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, учение и трудовую деятельность.

ОВЗ - ограниченные возможности здоровья

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

ПМПК и ПМПк -  две схожие аббревиатуры  двух совершенно разных по составу, формированию, задачам и осуществляемой деятельности, образовательных структур. Общее у них одно- помочь детям с проблемами в обучении осилить образовательную программу.

ПМПК (МПК) - психолого-медико-педагогическая консультация (комиссия) создается в целях коррекции детского недоразвития, путём установления права данной категории детей на специальное образование, а также для консультирования родителей (законных представителей), педагогов и других заинтересованных лиц по всем вопросам, связанным с физической и (или) психической недостаточностью детей.

ПМПк - школьный психолого-медико-педагогический консилиум -необходимое звено в системе диагностико-консультативной работы: осуществляет диагностику учащихся и консультирования родителей и педагога, организует помощь и педагогическую поддержку детям с трудностями в обучении, готовит документы на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию.

Социальный патронаж — медико-социальная, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-бытовая, социально-трудовая и социально-правовая поддержка инвалидов и их семей на дому с целью создания оптимальных условий их реабилитации и жизнедеятельности.

Способность к самообслуживанию — способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и соблюдать личную гигиену.

Среда специальная развивающая — такая организация жизнедеятельности детей, в которой проявляется гармоничное сочетание взаимоотношения ребенка и социальной среды и которая побуждает яетей быть активными и целеустремленными. В основе функционирования специальной развивающей среды лежит оптимальное сочетание учебной и игровой деятельности, содержательного и увлекательного отдыха детей с одновременным решением по разработанной программе специальных обучающих, развивающих, воспитательных и социально-реабилитационных задач.

Стандарты реабилитационные — нормативные документы по оценке качества и эффективности реабилитации инвалидов.

Травма психологическая — временное функциональное нарушение психики человека, вызванное крайне неблагоприятными жизненными обстоятельствами.

Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги — психического состояния осознанного или неосознанного ожидания неприятностей.

Тренировка аутогенная — вид психотерапии, основанный на максимальном мышечном расслаблении, сочетающимся с самовнушением.

Ценностные ориентации — содержание направленности личности, обусловленное спецификой устойчивых значимых оценок окружающей действительности, которые имеют выраженную эмоциональную окрашенность.

Экспертиза профессиональная — часть медико-социальной экспертизы, представляющая собой специализированную процедуру изучения и вероятностной оценки пригодности индивида к овладению определенной профессией и достижению определенного уровня мастерства.

 




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 06.08.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»