Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе имеет некоторые особенности и необходимость создания специальных условий обучения. Оно регламентировано нормативными актами, касающимися обучения и развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Если ПМПК выявила особенности развития и ребенок нуждается в особом подходе, то родители имеют право зачислить своего ребенка в:
отдельную образовательную организацию, которая осуществляет деятельностью по основным адаптированным программам (специальную/коррекционную школу);
в классы, реализующие адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации;
в общеобразовательные классы образовательной организации.
Зачисление в школу обучающихся с ОВЗ основано на тех же правилах, что и зачисление детей в обычную школу.
Правила зачисления указаны в Приказе Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Родителям (законным представителям) следует отдавать себе отчёт, что в рамках рядовой общеобразовательной организации не всегда возможно в полной создать необходимые условия (использование специальных педагогических подходов для обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей).
После поступления детей с ОВЗ в школу необходимо знать, что классы с детьми-инвалидами или детьми с ОВЗ комплектуются особым образом:
Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ
(Приложение N 1 к СанПиН)
Варианты программ образования | |||||
максимальное количество обучающихся | |||||
Вид ОВЗ |
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
4 вариант | |
1. |
Глухие обучающиеся |
Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 глухом — не более 20 обучающихся, при 2 глухих — не более 15 обучающихся |
6 |
5 |
5 |
2. |
Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся |
Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабослышащем или позднооглохшем — не более 25 обучающихся, при 2 слабослышащих или позднооглохших — не более 20 обучающихся |
I отделение: 8 II отделение: 6 |
5 |
Вариант не предусмотрен |
3. |
Слепые обучающиеся |
Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слепом — не более 20 обучающихся, при 2 слепых — не более 15 обучающихся |
9 |
7 |
5 |
4. |
Слабовидящие обучающиеся |
Не более 2 слабовидящих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабовидящем — не более 25 обучающихся, при 2 слабовидящих — не более 20 обучающихся |
12 |
9 |
Вариант не предусмотрен |
5. |
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) |
Не более 5 обучающихся с ТНР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса — не более 25 обучающихся. |
12 |
Вариант не предусмотрен |
Вариант не предусмотрен |
6. |
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
Не более 2 обучающихся с НОДА в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с НОДА — не более 20 обучающихся, при 2 — не более 15 обучающихся. |
5 |
5 |
5 |
7. |
Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР) |
Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса — не более 25 обучающихся |
12 |
Вариант не предусмотрен |
Вариант не предусмотрен |
8. |
Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС) |
Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с РАС — не более 20 обучающихся, при 2 обучающихся с РАС — не более 15 обучающихся |
Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 12 обучающихся |
Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 9 обучающихся |
Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 5 обучающихся (не более 2-х обучающихся с РАС в классе с обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) |
9. |
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
— |
— |
12 |
5 |
Примечание: * варианты программ: